«Чем меньше мы знаем, тем больше можем узнать» Стеснялись ли вы когда-нибудь признаться, что не слышали про модного писателя, о котором все говорят? Приходилось ли вам кивать с умным видом при упоминании о том, что известно всем, но только не вам? Журналистка и писательница Салли Брэмптон уверена, что лучший выход – признаться в том, что вы чего-то не знаете. «Одна из моих излюбленных фраз – «Я не знаю», – признается Салли Брэмптон (Sally Brampton). – Если я это говорю, кто-нибудь обязательно просветит меня и расскажет то, что мне нужно узнать. Полезно, правда? Поверьте, такая открытость очень располагает к себе. Мы приглашаем собеседника поделиться с нами частицей своей мудрости – кому это не польстит? И потом, это такая редкость: надо же, кто-то действительно хочет знать что-то новое! Нет ничего хуже упивающихся собой всезнаек, убалтывающих вас до полусмерти. Кому не приходилось попадать в такую ситуацию: собеседник говорит, и говорит, и говорит о себе, потом вдруг замолкает и наконец-то смотрит нам в глаза… На какую-то долю секунды нас посещает безумная мысль: может, он все же заинтересовался нами? И тут он изрекает: «Что-то я заболтался. Теперь вы расскажите, что вы обо мне думаете?» Лично я к этому моменту уже настолько подавлена, что не в силах ответить. Может, это и к лучшему, что я деморализована: по крайней мере, я удерживаюсь от желания врезать этому самодовольному типу чем-нибудь тяжелым. Кстати, если мы честно признаемся в том, что чего-то не знаем (это, вообще говоря, сродни невинности), у нас меньше шансов запутаться в паутине «белой лжи», из которой потом не знаем, как высвободиться. В конце концов, ложью или умолчанием мы сами загоняем себя в ловушку и скорей окажемся в идиотском положении, чем если бы решились сказать правду. К тому же нас будет одолевать извечный страх оказаться лжецом (особенно разоблаченным). Знакомое чувство? Как же все это глупо! Ведь ошибки так естественны для любого человека! Уязвимость может быть по-своему обаятельной, а вот самодовольство – никогда. Чем меньше мы знаем, тем больше можем узнать – вот в чем суть. Невежество – наша стартовая площадка. Великие творцы никогда не превозносили себя. Им хватало смирения, чтобы ошибаться, вот почему они бесконечно экспериментировали. Зная о законах перспективы, они нарушали их. Пикассо сначала писал божественные картины, а потом начал рисовать ребусы. А вот пример из моего собственного скромного опыта. У меня с моим другом есть общий земельный участок. Поначалу мы были полными профанами в садоводстве. Наши крики «Я не знаю!» оглашали всю округу, и голова у нас шла кругом. Ну разве могли мы предположить, что какие-то там заурядные овощи окажутся столь капризными? Зато теперь мы практически мировые светила в области борьбы с тлями, и фасоль своим роскошным видом демонстрирует нам свою благодарность за избавление от этих отвратительных маленьких тварей. Фраза «Я не знаю» разительно отличается от фразы «Мне все равно». Эти слова приводят меня в ярость. Чего бы тебе хотелось вкусного? – Все равно. – Может, что-нибудь из индийской кухни? Итальянской? Тайской? Французской? – Все равно. – Ах так! Может быть, тогда поедим жареных кузнечиков? – Все равно. За такое я готова убить. Или отправиться в ресторан в одиночестве, потому что мне не все равно, очень даже не все равно, что я ем. И если я заблужусь по пути, какая-нибудь добрая душа подскажет мне дорогу. Люди так милы в этом отношении».